Наш блог - события, статьи, новости!

У страх глаза велики!

Конечно, все родители мечтают, что профессиональная жизнь, а вместе с ней и личная, непременно сложится у детей лучше, чем у них. Некоторые родители мечтают дать такое образование, которое позволит детям заработать себе на «кусок хлеба» не зависимо от внешних обстоятельств, страны проживания. Это мечты, пожелания и надежды.

При этом, когда речь идет про стабильный «кусок хлеба», понятие «самореализации» и выбора деятельности «по душе» рассматриваются подчас родителями по умолчанию. Далеко не многие из них продумывают, как они помогут найти ту самую профессию, чтобы и нравилась ребенку и была востребована на рынке труда.

Итак, чем же родители могут помочь своим детям, а какими действиями могут навредить?

Давайте вместе проанализируем часто встречающиеся ошибки и страхи родителей, связанные с вопросами профессионального самоопределения своих детей.

«Я лучше знаю, что надо моему ребенку! Ведь он еще ни в чем не ориентируется, чтобы разобраться в жизни, сделать правильный выбор». Очень часто родители берут инициативу в свои руки, полагаясь на свой жизненный опыт и абсолютное «знание» своего ребенка. Делая выбор за детей, они могут столкнуться с тем, что на первом, а порой и на втором курсе ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться по выбранной родителями профессии, он не видит себя в этом направлении. И тогда пропадает мотивация, появляется чувство неопределённости, а вместе с неопределенностью неуверенность и страхи.

2 «Пусть поступает на юридический! В наше время знание законов, прав и правил всегда востребовано». Многие родители, ориентируют детей на профессии, которые были востребованы ранее. Количество специалистов по таким профессиям просто переполняет рынок труда, чем усложняет процесс трудоустройства. И уже с дипломом по невостребованной профессии приходится снова задумываться о своем профессиональном поиске.

3 «Главное получить высшее образование и желательно поступить на бюджет!» У многих родителей до сих пор бытует убеждение, что важен сам диплом, который как пропуск, открывает доступ к возможностям социального лифта. Ребенок рассчитывает на поступление в один вуз и специальность, а, не набрав нужное количество баллов, довольствуется другим вузом и непонятной для него профессией, где проходит на бюджетное место. При таком подходе не учитываются интересы и желания ребенка, не учитывается внедрение в жизнь профессиональных стандартов и т.д. Цена такого подхода — отсутствие интереса и мотивации.

4 «Другой город мы и не рассматриваем! Как же он будет там один!» Родительский страх перед неопределенностью, отсутствием возможности контролировать ситуацию, желание всегда быть рядом выступает сдерживающим фактором, чтобы отпустить ребенка в другой город. Способность доверять своему ребенку должна основываться на уверенности, что самое необходимое для самостоятельной жизни вы дали ему через ценности и позитивные установки.

5 «Это для нас какие-то непонятные профессии! О чем они, где обучают им? Куда потом идти устраиваться на работу!?» Родители склонны ориентировать на профессии, которые им понятны. Профессии будущего, связанные с переходом на цифровую экономику, с активным внедрением киберфизических систем в производство вызывают непонимание. И далеко не все родители пытаются разобраться в текущей ситуации. Не все готовы проанализировать существующие возможности и риски. Многим родителям сложно спрогнозировать каким будет рынок труда на ближайшие 5-10 лет.

6 «Зачем проводить профессиональное и психологическое тестирование? Я и так знаю своего ребенка и в чем его сильные проявления, а где он не дотягивает! Жизнь всему научит, разберется по ходу!». Конечно, жизнь будет вносить свои коррективы! Но если вы и ваш ребенок понимаете, уязвимые места в личностном профиле, значит — у вас есть видение зон роста для развития! Ребенок осознает свои сильные стороны, понимает свои интересы, что его мотивирует — а это его ресурс для профессионального становления и движения!