Наш блог - события, статьи, новости!

Как не проглядеть важнейшие симптомы

- Меня перестали интересовать привычные увлечения.
- А чем раньше ты увлекалась?
- Мне нравилось рисовать, ходила на танцы. Сейчас мне ничего не интересно, меня ничего не радует…я считаю, что у меня депрессия.
(из беседы с 15-летним подростком)
*****
Замкнутость в перемешку с агрессией, повышенная слезливость, необъяснимая тоска и апатия, потеря интереса к привычным делам, тревожность.
Возможно частые самообвинения и чувство вины, недовольства собой.
На уровне физиологических изменений можно отметить, либо потерю аппетита, либо переедание, при этом снижение энергии, повышенная утомляемость, нарушение режима сна.
У подростка может отмечаться пассивность, избегание контактов, отказ от развлечений. Он может делиться пессимистичным видением своего будущего или будущего в целом. Возможны суицидальные мысли.
Конечно, это только некоторые характеристики такого заболевания как депрессия.
Увы, с подобными симптомами стали обращаться на консультации все большее количество родителей с детьми подросткового возраста.

Рост проявления симптомов в целом связывают с высоким темпом жизни, высокой конкурентностью, сложными экономическими условиями, и как следствие, с высоким проявлением стресса.
А если говорить про детей, то растущий объём информации, требований в учебном процессе, дополнительные занятия в развивающих школах, секциях и кружках, занятия с репетиторами - все это усиливает нагрузку на нервную систему детей.

Специалисты утверждают, что причины могут быть как биологические, психологические, так и социальные.
На биологическом уровне речь идёт о нарушениях нейрохимических процессов, связанных с выработкой гормонов, таких как серотонина, норадреналина и др.
Пандемия, вынужденная изоляция, дистанционная работа и обучение, снижение доверительной и эмоциональной поддержки и общения - это те объективные социально-психологические факторы, влияющие на рост депрессивного состояния, в некоторых случаях и развития депрессии как заболевания у подростков.
При этом важно отметить, что диагноз может поставить только специалист, как и назначить лечение!
*****
Итак, а чем можем помочь своим подросткам мы, родители? И что зависит от нас взрослых, чтобы подросток пережил этот возраст с наименьшими для него разочарованиями и стрессами?
⁃ во-первых, выстраивать доверительные отношения и быть искренним со своим ребёнком
⁃ проявлять сочувствие, понимание и участие, и не игнорировать эмоциональной состояние подростка
⁃ снизить критику, недовольство, чрезмерное «надо» и «обязан»!
⁃ стремиться наполнять свою жизнь и жизнь своего подростка положительными событиями и эмоциями.
⁃ вовлекать подростка в полезную совместную активность, в том числе и физическую. Например, совместные путешествия, прогулки, вместе смотреть фильмы, устраивать совместное прочтение книг…
⁃ проявлять любовь, тепло и принятие своего подростка
⁃ чаще поощрять своего подростка, хвалить за маленькие достижения
⁃ помогать подростку структурировать своё время, ставить разумные цели (важно ещё демонстрировать и собственным примером
)
⁃ организовывать и расширять кругозор детям. Например, пригласить к себе на работу, показать, чем вы занимаетесь, чем вам нравится ваша деятельность.
⁃ донести до подростка, что быть несовершенным - это нормально, формировать реалистичность ожиданий и самооценку
⁃ и разговаривать, разговаривать, не обесценивая его чувств и переживаний.

Как вы можете отметить, на самом деле все предельно просто и, вместе с тем, сложно в осуществлении.

И самое главное

! не замалчивайте, не игнорируйте проблему!
Если не хватает собственных ресурсов, времени, обращайтесь!
Вместе мы обязательно найдём нужное решение!