В глазах подростков любопытство, азарт и предвкушение чего-то интересного!
Игры, которые мы предлагаем в студии профориентации «ПарусА»приоткрывают занавес в мир профессий, которые определяет сама жизнь. Их называют профессиями будущего, но многие из них уже и профессии настоящего - например, дизайнер виртуальной реальности, специалист по робототехнике, аналитик Big Data, IT-медик, IT-рекрутер и т.д.
Из наблюдений:
К 13-15 годам есть подростки, которые уже прониклись неверием или недоверием, скукой и безразличием, внутренними барьерами в виде установок, перенятыми от взрослого окружения - либо выработали свои, как защитный механизм. Для них мечтать «небезопасно», заявлять вслух «опрометчиво». Для взрослых это может быть «нереально», «затратно», «глупо», «несерьезно». Такие отклики прилетают задолго до вопроса самоопределения и выбора будущего направления!
Разовая встреча, на которую чаще идут сами родители, для подростков больше из области «присмотреться»: Кто вы? Почему вы с нами об этом говорите? А я могу вам доверять? А вы реально готовы меня выслушать? Они как бы «прощупывают», оценивают нас, сам формат взаимодействия. Они могут быть эмоционально сдержанны и безразличны (а разве не так должен выглядеть «настоящий» взрослый?) Особенно, когда их родители спрашивают «Ну как все прошло? Что-нибудь узнал хоть для себя нового?».
И словно две параллели: «там» легко и непринуждённо, а в вопросах родителей надежда на ЧУДО -вот сейчас возьмёт, да выдаст! И вот представьте, что ребёнок отвечает: хочу быть игропрактиком (а таких профессий в ближайшие 5-7 лет эксперты обещают порядком 85-100) А родители в ответ: что это за профессии? Она тебя прокормят? Это где же такому учат? Это не для нашей реальности! Это из области фантастики! Ты хоть сам то понял, о чем говоришь?
Возможно, от заявления ребёнка родитель в шоке, но своей реакцией он может взять и обесценить полёт фантазии, спустить на землю.
Но! С детьми НЕОБХОДИМО говорить о профессиях в форматах игр, практик, непринужденно и легко, где можно «увидеть», «потрогать», «ощутить», «запустить» фантазию. Такие форматы будоражат воображение, включают поисковое мышление. И как следствие, появляются первые вопросы к себе: «а Я чего ХОЧУ?» Родителям же важно самим следить за трендами, быть в теме и быть готовым поддержать своих детей!
Итак, Мы с детьми играем в профориентационные настольные игры. Мы с ними разговариваем, размышляем, подбадриваем, поддерживаем!
С родителями мы сотрудничаем в форматах практико-ориентированных семинаров, вебинаров. Мы обсуждаем, отвечаем на вопросы, делимся информацией как помочь, мягко сопровождать и направлять ребёнка. Мы проводим тестирование с целью показать, «подсветить» детям и родителям в чем «сильны» их дети, в каком направление двигаться, где «затыки», а где возможности. Мы рассматриваем, оцениваем, выстраиваем возможные образовательные и карьерные траектории.
Ну, и, наконец, совместно мы создаём информационное поле для возможностей и ответов на вопросы!
Присоединяйтесь! Ваши Елена Казьмина и Ольга Панкова.