С каждым новым опытом с каждой консультацией к нам приходит осознание, что основной тормозящей силой для многих родителей старшеклассников, не позволяющей задуматься над целеполаганием при выборе профессии для детей, является страх.
И это даже не вполне логичный страх перед будущим поступлением ребёнка, перед неудачами, провалами, необходимостью искать альтернативные варианты, а страх осознания необходимости что-то менять именно в текущей ситуации.
Сейчас поясним. Допустим, вы уже не один год готовите ребёнка к поступлению в юридический вуз. Репетиторы по истории и обществознанию, список ВУЗов для поступления, возможно, олимпиады. Хорошо, если это решение было осознанным и действительно основанным на желаниях, способностях и предпочтениях ребёнка – тогда можно не переживать и продолжать спокойно готовиться к экзаменам.
Но зачастую выбор будущей профессии оказывается просто данью моде, или убеждениям, или совету родственника, работающего в этой области. Или, как это часто бывает, «лишь бы корочка, да физику с химией не сдавать».
И вот за год или полгода до ЕГЭ вам предлагают: подумайте еще раз, проверьте, может быть, призвание вашего ребёнка совсем не в этом! Какая реакция у родителей? Естественно, «не будить лиха». Столько вложено сил и средств, а тут вдруг, не дай Бог, выяснится, что всё зря?! Ну уж нет, пусть сначала поступит, куда собирались, а там разберёмся!
Дорогие наши родители, мы вовсе не призываем вам срочно «менять коней на переправе».
В большинстве случаев при «разборе» различных вариантов оказывается вполне достаточно экологичной коррекции существующей стратегии. Например, если в процессе работы с подростком выясняется, что призвание будущего предполагаемого юриста вовсе не гражданское или уголовное право, а реклама и связи с общественностью, можно найти решение в следующем:
1. Не меняя предметов для сдачи, подыскать соответствующий ВУЗ, в котором именно эти предметы сдаются для поступление на факультет маркетинга и рекламы 2. Расширить географию поиска ВУЗов – рассмотреть другие города и областные институты. 3. Добавить для сдачи ЕГЭ еще один предмет, необходимый для поступления, и сделать на его изучении акцент – в любом случае есть смысл рискнуть и попытаться попасть в желаемый ВУЗ Конечно, бывают ситуации, когда приходится полностью менять траекторию, но они нечасты. А кроме того, подумайте сами: возможно, лучше всё же выбрать верный путь на берегу, чем бросать учёбу после первого курса или, окончив институт, осознать, что совершенно не хочешь и не можешь заниматься тем, на что учился. А ведь сейчас обучение – не просто корочка, а в первую очередь, приобретение необходимых компетенций! И конечно же, лучше изначально выбрать дело по душе и способностям.
Поэтому поверьте, не надо бояться в старших классах, даже незадолго до экзаменов, еще раз на минутку остановиться и честно спросить у себя и своего ребёнка, действительно ли хочется ему идти выбранной дорогой или всё же стоит провести ревизию желаний, возможностей и предпочтений.
А мы с радостью вам в этом поможем! Ваши Ольга Панкова и Елена Казьмина.