Наш блог - события, статьи, новости!

Встреча-интервью с Демановой Алисой, куратором проекта «Map of the future»

Все мы знаем, что не можем игнорировать необходимость способствовать пониманию важности выбора будущей профессии подростками, даже под влиянием внешних обстоятельств и ограничений. Ведь в любом случае завтра сегодняшние школьники будут выбирать колледж или вуз, выйдут на рынок труда, и чем и как будут они заниматься, какими станут специалистами, зависит и от нас - тех, для кого профориентация – профессиональная деятельность.

На вопросы Алисы отвечала руководитель Студии креативной профориентации «ПарусА. ПАРаметры УСпеха» Ольга Панкова.

АЛИСА: Как вы думаете, почему актуально говорить со старшеклассниками о важности развития и практического применения непрофессиональных навыков? (речь о soft-skills, которые важны в любой профессии - навыки коммуникации, адаптируемость к изменениям, критическое мышление и т.д.)

ОЛЬГА: Сейчас, как мы наблюдаем в реальности, дезориентированы по поводу будущего не только обычные люди, но и многие эксперты, и достаточно сложно прогнозировать развитие отраслевых рынков. Но мы видим, что происходит трансформация многих профессий под влиянием технологий, меняется ситуация на рынке труда, найти работу всё сложнее. И смена профессий может произойти у каждого человека в дальнейшем и ни раз, и ни два. В изменчивом мире обрести определённую устойчивость можно, только понимая и развивая в себе те качества, которые помогут и новые знания приобрести, и с новыми задачами уверенно справиться, и отношения деловые/профессиональные/личные выстраивать. Это те навыки, которые, как маркер, выделяют каждого человека в его уникальном проявлении в деятельности и взаимодействии.

АЛИСА: По вашему мнению, насколько сильно сейчас распространена проблема правильного выбора будущей профессии среди учеников выпускных классов?

ОЛЬГА: По нашим наблюдениям, 90% школьников осуществляют выбор по обстоятельствам и под влиянием родителей. После 9-го класса в основном поступают в техникум/колледж по месту жительства или поблизости (если из района), выбирая путь без репетиторов и подготовки к ЕГЭ. В 10-11-м, в первую очередь, ориентируются на баллы ЕГЭ, разделяя мечты, реальность и цели. В лучшем случае немногие учитывают рейтинг/престиж вуза, но в целом имеют представления о профессиях иллюзорные и размытые.

АЛИСА: Актуально ли сейчас уделять внимание теме профессионального ориентирования в школах?

ОЛЬГА: Актуальность профессионального ориентирования, на мой взгляд, только растёт. Однако есть понимание, что в условиях ограничений на проведение групповых мероприятий в школе, повышенной нагрузки школьников онлайновыми продуктами и дистантом, заводить тему профориентации надо через новые неординарные подходы.

АЛИСА: Какие направления развития вы сейчас видите в своей деятельности? (какие стоят задачи, какие новые инициативы хотели бы попробовать внедрить?)

ОЛЬГА: Неподготовленность для ведения деятельности в онлайн-пространстве подсветила задачи освоения цифровых технологий, создание нового продукта. Актуализируются вопросы киберсоциализации подростков.

АЛИСА: С какими главными трудностями вы столкнулись во время карантина и после него?

ОЛЬГА: Проведение профориентационных уроков для школьников, обучающих и просветительских мероприятий для родителей, любых групповых мероприятий в формате живого общения оказалось невозможным. По личным наблюдениям, самоизоляция проявила общую неполноту эффекта и внутренний протест думающего потребителя против массовых онлайновых услуг и курсов при всех их плюсах. Естественное общение как ключевой фактор утрачивается. Если говорить про детей и подростков, то их рассредоточенность, невнимание и слабая способность к самоорганизации, по мнению педагогов, в большинстве случаев только усугубляется при обучении онлайн.

АЛИСА: Чем может быть полезно вам участие в нашем международном социальном проекте?

ОЛЬГА: Объединение усилий, обмен идеями, информационная поддержка и поиск новых решений посредством взаимодействия ускорят достижение целей.