Виртуальный мир подростка: осознанная необходимость или отрыв от реальности?
2021-10-11 22:17
Сразу хочется сказать: мы можем сколько угодно рассуждать, как вредны для подростков соцсети и как затягивает виртуальный мир, но полностью оторвать детей от него мы не сможем НИКОГДА. На это можно злиться, но лишить подростка без насилия над личностью его вожделённого мира невозможно. Ну вы сами посудите: за последние годы (особенно за время пандемии) онлайн полностью вошёл в нашу жизнь. И в дальнейшем всё больше общения, бизнеса и образования будет уходить в онлайн-сферу.
В этом смысле наши продвинутые детки дали фору своим родителям – они моментально освоили все приложения, завели аккаунты во всех сетях и сейчас с увлечением практикуются в изготовлении вирусного и качественного контента.
Почему же им так важен виртуальный мир и можно ли вытащить подростков из него хотя бы на время?
Дело в том, что в сетях человек избавлен от многих реальных проблем: 1. Он показывает себя таким, каким хочет видеть (включая внешность) 2. Он легко выбирает друзей и легко от них избавляется, не привязываясь и не впадая в зависимость 3. Он с большей уверенностью высказывает свои мысли, мнение и делится своим творчеством 4. Он может вступить в любое сообщество и почувствовать себя его частью 5. Он выбирает, в каком мире ему жить и чем его наполнить
А памятуя о том, что ваш подросток, скорее всего, в реальности ранимое, угрюмое и неловкое в силу возраста существо с раздутыми комплексами по поводу внешности и своего места в мире, несложно понять, где ему комфортнее и где ему хочется проводить своё основное время.
Что же делать в такой ситуации?
Во-первых, попытаться мягко, ненавязчиво и тактично сделать реальный мир подростка более привлекательным для него.
Вам придётся лучше узнать своего строптивца: понять, на какие темы он комплексует, чего больше всего боится и есть ли у него хоть какая-то мечта. Возможно, у него конфликты с приятелями, учителями, возможно, он безответно влюблён или его не принимает круг сверстников. Если у вас не получится узнать об этом самостоятельно, вполне логично обратиться за помощью к психологу.
И вот в процессе узнавания может родиться план по воплощению в реальную жизнь того самого виртуального мира, который так привлекает подростка. Для того, чтобы стать в реальности сильнее, ему можно заняться борьбой; если человек комплексует по поводу внешности, можно попытаться решить те проблемы, которые поддаются решению (хоть и не сразу), если он непопулярен в классе, можно предложить освоить какой-либо интересный навык, который поднимет его самооценку и тем самым рейтинг среди одноклассников.
А во-вторых, можно направить «интернет» - энергию в «мирное» русло, которое в корне отличается от интернет-зависимости. Множество профессий сейчас базируется на знании основ интернет-продвижения и умения работать с соответствующими инструментами – блогер, SMM-спецалист, таргетолог, комьюнити-менеджер, создатель сайтов, SEO-специалист, директолог… Список можно продолжать и продолжать. И если у вашего подростка действительно лежит душа к самореализации в онлайн-пространстве, он может начать осваивать азы этих популярных, востребованных и выгодных профессий. А поскольку материалы для публикаций, впечатления и визуальный контент надо будет где-то брать, для этого надо будет «выходить из сумрака» и начинать больше уделять времени реальности.
И вот тогда, вполне возможно, реальный мир окажется для подростка не менее привлекательным, и вам уже не придется оттаскивать его «за уши» от телефона или компьютера для коротких перерывов на обычную жизнь, и его действия в виртуальном пространстве станут более осознанными и полезными для развития.
А мы готовы вам и вашему ребёнку в этом помочь! Ваши Ольга Панкова и Елена Казьмина.