ПарусА - Параметры Успеха: профориентация и развитие навыков

Назад к списку

Как не проглядеть важнейшие симптомы и помочь подростку

- Меня перестали интересовать привычные увлечения. 

- А чем раньше ты увлекалась? 

- Мне нравилось рисовать, ходила на танцы. Сейчас мне ничего не интересно, меня ничего не радует…я считаю, что у меня депрессия.(из беседы с 15-летним подростком) 

***** 

Замкнутость в перемешку с агрессией, повышенная слезливость, необъяснимая тоска и апатия, потеря интереса к привычным делам, тревожность.Возможно частые самообвинения и чувство вины, недовольства собой. 

На уровне физиологических изменений можно отметить либо потерю аппетита, либо переедание, при этом снижение энергии, повышенная утомляемость, нарушение режима сна. 

У подростка может отмечаться пассивность, избегание контактов, отказ от развлечений. Он может делиться пессимистичным видением своего будущего или будущего в целом. Возможны суицидальные мысли.Конечно, это только некоторые характеристики такого заболевания как депрессия. 


Увы, с подобными симптомами стали обращаться на консультации все большее количество родителей с детьми подросткового возраста.Рост проявления симптомов в целом связывают с высоким темпом жизни, высокой конкурентностью, сложными экономическими условиями, и как следствие, с высоким проявлением стресса. 

А если говорить про детей, то растущий объём информации, требований в учебном процессе, дополнительные занятия в развивающих школах, секциях и кружках, занятия с репетиторами - все это усиливает нагрузку на нервную систему детей. 

Специалисты утверждают, что причины могут быть как биологические, психологические, так и социальные.На биологическом уровне речь идёт о нарушениях нейрохимических процессов, связанных с выработкой гормонов, таких как серотонина, норадреналина и др. 

Пандемия, вынужденная изоляция, дистанционная работа и обучение, снижение доверительной и эмоциональной поддержки и общения - это те объективные социально-психологические факторы, влияющие на рост депрессивного состояния, в некоторых случаях и развития депрессии как заболевания у подростков.При этом важно отметить, что диагноз может поставить только специалист, как и назначить лечение! 

***** 

Итак, а чем можем помочь своим подросткам мы, родители? И что зависит от нас взрослых, чтобы подросток пережил этот возраст с наименьшими для него разочарованиями и стрессами? 

⁃ во-первых, выстраивать доверительные отношения и быть искренним со своим ребёнком 

⁃ проявлять сочувствие, понимание и участие, и не игнорировать эмоциональной состояние подростка 

⁃ снизить критику, недовольство, чрезмерное «надо» и «обязан»! 

⁃ стремиться наполнять свою жизнь и жизнь своего подростка положительными событиями и эмоциями. 

⁃ вовлекать подростка в полезную совместную активность, в том числе и физическую. Например, совместные путешествия, прогулки, вместе смотреть фильмы, устраивать совместное прочтение книг… 

⁃ проявлять любовь, тепло и принятие своего подростка⁃ чаще поощрять своего подростка, хвалить за маленькие достижения 

⁃ помогать подростку структурировать своё время, ставить разумные цели (важно ещё демонстрировать и собственным примером) 

⁃ организовывать и расширять кругозор детям. Например, пригласить к себе на работу, показать, чем вы занимаетесь, чем вам нравится ваша деятельность. 

⁃ донести до подростка, что быть несовершенным - это нормально, формировать реалистичность ожиданий и самооценку 

⁃ и разговаривать, разговаривать, не обесценивая его чувств и переживаний. 

Как вы можете отметить, на самом деле все предельно просто и, вместе с тем, сложно в осуществлении.И самое главное! не замалчивайте, не игнорируйте проблему!Если не хватает собственных ресурсов, времени, обращайтесь!Вместе мы обязательно найдём нужное решение! 

Психолог Елена Казьмина