ПарусА - Параметры Успеха: профориентация и развитие навыков

Назад к списку

Чего хотят родители от профориентации подростков

Встреча на родительском клубе в Воронежском Институте высоких технологий воодушевила нас включенностью родителей в тему профориентации, и мы в очередной раз убедились, как ценны для родителей любые поддерживающие мероприятия, в том числе групповые.

Тревоги о будущем детей на фоне решения ими многочисленных задач дня сегодняшнего в режиме нон-стоп при групповом обсуждении позволяют осмыслить общие точки проблем, сгенерировать новые решения. Типовые особенности переходного возраста, переменчивые внешние условия, одинаково меняющие образ жизни всех - и в то же время в каждом отдельном случае всегда исключительно индивидуальная семейная история и жизненный сценарий ребёнка. 

Мы рассказывали о процессе самоопределения с раннего возраста, о том, на чем держать фокус внимания с учетом возрастных особенностей ребёнка. На наш взгляд, родителям нужно знать обо всём многообразии профориентационных мероприятий, и о том, какой эффект ожидать и когда. 

Родители часто рассчитывают на мгновенный результат сразу же, но профориентационная системная работа, ненавязчиво сопровождающая подростка на протяжении длительного времени, позволяет достичь более ценного – привести к самому главному, а именно: подготовить к ребёнка к самостоятельному и осознанному самоопределению в сложных и динамичных условиях. 


Да-да, профориентация - это не только помощь в выборе профессионального направления, учебного заведения и профессии. Современная профориентация иная, она про выбор образа жизни, про осознание себя, своей уникальности и уязвимости. Это выбор стратегии для достижения своих и профессиональных и жизненных целей, это осмысление своих физических ресурсов и возможностей, это развитие профессионально и жизненно важных навыков. 

Системная профориентация помогает развить умение делать аргументированный выбор и брать ответственность за него. Этого так не хватает многим подросткам и девушкам/юношам, а причины часто лежат в детстве, когда сначала дети с радостью, а потом уже - чтобы не расстраивать папу и маму, бегают с кружка на кружок без выходных и праздников. И при этом не понимают ни связи с их будущим, ни смысла развития ради развития, а может¸ уже просто просто уже разонравилось - но во взглядах с родителями противоположная позиция, и, если не конфликтная ситуация, то и уже хорошо. 

Родительские естественные стремления действовать на опережение, ориентиры на достижения в каждой выбранной области для ребёнка часто имеют в основе своей страхи. Страхи не подготовиться и что-то упустить в подготовке к будущему ребёнка. А по факту, упускается один из главных моментов: объективный анализ личности своего подростка, сферу интересов, его физическую и психоэмоциональную ресурсность. 

Желания родителей объять необъятное, боязнь оказаться в чем-то несостоятельными, да и ориентиры на внешние критерии успеха, которые могут совсем не соответствовать представлениям подростка, часто заводят в тупик. В критическом подростковом возрасте падает мотивация, выбирать подростки сами уже ничего не хотят -устали от всего, и потихоньку уходят в себя и свой закрытый от родителей мир. 

Все мы разные абсолютно, но всегда рано или поздно наступает момент в жизни каждого человека, когда необходимо сделать выбор самостоятельно, и если не научиться этому навыку, то печальные следствия и сожаления очень будут по жизни мешать. 

В наш сверхдинамичный беспокойный мир и время постоянной неопределённости большую устойчивость можно обрести верой в себя, но при условии обоснованности этой веры реальными способностями или успехами, видением совпадения интересов с возможными сценариями самореализации. 

Грамотная профориентационная индивидуальная работа поможет подготовиться к будущим выборам с предупреждением возможных ошибок. А мы всегда готовы поддержать! 

Записывайтесь на консультации заблаговременно.

Ваши Ольга Панкова и Елена Казьмина.