ПарусА - Параметры Успеха: профориентация и развитие навыков

Назад к списку

Что делать, если появились сомнения в выборе направления

Страхи и волнения у подростков к 11 классу разные. 

Для кого-то проблема разобраться в направлениях, которые могут представлять интерес, кто-то слабо ориентируется в профессиях и трансформациях, происходящих на рынке труда. 

А есть и те, кто осознал, что экзамены по ЕГЭ выбраны, но профессиональный трек уже неинтересен. Ведь выбирали, как это часто бывает, ориентируясь на те дисциплины, которые лучше всего усваиваются. 

А еще появляется понимание, что внутри этого выбора есть море непонятных нюансов – и такие ситуации случаются достаточно часто и вызывают у ребят и родителей неуверенность и тревогу. 

Вот один из недавних примеров: 

Молодой человек в целом определился с направлением, а вместе с тем и с желанием уехать поступать в другой город. 

Участник одного из федеральных проектов, которых сейчас много, и где можно заявить о себе и своих способностях (например, конкурс «Большая перемена», Всероссийская олимпиада, конкурсы образовательного центра «Сириус» и др.), с опытом командной деятельности в разных проектах на протяжении 9-10 классов. Как результат участия, поездки на полуфинал и финал в Москву и северную столицу, знакомство с интересными увлечёнными ребятами со всей страны. 

Все это, с одной стороны, прибавило уверенности в себе, а с другой - появилась тревога и стали возникать вопросы:

- Столько интересных вузов, что же выбрать? 

- Я знаю, что хочу двигаться в этом направление, но какую выбрать профессию и специализацию? 

- А вдруг у меня будет недостаточное количество баллов и я не пройду, что тогда? Я не хочу возвращаться в свой город! 

Мама, которая обратилась к нам в студию, в какой-то момент сама не на шутку забеспокоилась, наблюдая за сыном. 

И мы думаем, уважаемые родители, что многие с такой проблемой сталкиваются, и вам будет интересно, как мы с ней справились и какие существуют рекомендации.Как правило, тревога обусловлена в этих случаях недостаточной информацией. 

Что же можно сделать? 


1. Поговорите подробно о том направлении, которое выбрал ваш ребёнок. Уточните, что именно его(ее) больше всего привлекает? Что знает он(она) об этом направлении? Какой образ жизни рисует его воображение? 

2. Изучите с помощью специалистов потенциал, личностные характеристики на соответствие будущей профессии (иногда на этом этапе становится понятно, что выбранную траекторию надо корректировать) 

3. Зайдите на ресурсы, где собраны все вузы и направления, например, Учеба.ру. Там вы найдёте много интересной и полезной информации. 

4. Изучите 5-7-10 вузов, которые готовят по выбранному направлению, зайдите на их сайты, изучите, почитайте отзывы. 

5. Проработайте как минимум 3 сценария в рамках данного направления. 

6. По возможности посетите Дни открытых дверей. Пусть ребёнок прочувствует атмосферу! 

Эти рекомендации сами по себе не так уж сложны, но требуют погружённости, аналитики и времени как со стороны самого ребенка, так и родителей. 

Может возникнуть «подводный камень», если между ребёнком и родителями нарушены процессы коммуникации. Если это так, то можно преодолеть эту преграду тоже с помощью специалистов – и мы с радостью вам в этом поможем. 

Ваши Елена Казьмина и Ольга Панкова.