ПарусА - Параметры Успеха: профориентация и развитие навыков

Назад к списку

Разовое мероприятие или системный подход: какой сегодня должна быть профориентация подростков?

Проблема профессионального самоопределения обсуждалась 22 июня за круглым столом в Воронежском Доме журналистов. 

Темы затрагивались разные: с какого возраста начинать профориентацию детей, роль родителей, возможности, которые предоставляют результаты профтестирования, какие формы взаимодействия могут быть межу школой, вузом и работодателями - и у каждого из гостей на этот счёт было своё мнение. 

Все приглашённые (Медведева Е.В, руководитель профориентационного центра ГАУ ДПО ВО «ЦОПП»; Василенко В Н., проректор по учебной работе ВГУИТ; Сомова И.В., заместитель HR-бизнес-партнёра Воронежского филиала ПАО «Ростелеком»; Бочарова М.В., директор гимназии имени Н. Г. Басова; Золотарева Н.В., руководитель АНО «Вектор доброты»; Михайлов А.Н., учредитель АНО «Молодые изобретатели и рационализаторы»; Иванова Н.М., начальник отдела информационного обслуживания ГКУ ВО ЦЗН «Молодежный»; Савонюк С.Н., начальник отдела профориентации и профобучения ГКУ ВО ЦЗН «Молодежный»; Тимофеева О.В., к.п.н, доцент ВГУ; Иванова В.К., руководитель пресс-службы HeadHunter ЦФО) с ведущим Андреем Долженковым, президентом Гильдии аналитических журналистов, директором Дома журналистов, обсуждали проблемы самоопределения молодых людей с позиции того рода деятельности, в которой они включены сами. 

Бесспорно, проблемы обсуждались актуальные, но осталось чувство, что этот важнейший вопрос не рассматривается системно, что нет в процессе объединяющего звена. 

А профориентация, как выбор направления и профессиональное самоопределение ребёнка, должны носить системный характер, а вовсе не быть разовым мероприятием, даже если оно и федерального значения! 

На наш взгляд, необходимо эту проблему обсуждать более глубоко, привлекая и общественность, и институты образования от школ до высших учебных заведений, и работодателей. 


Когда говорят о том, что надо предоставить право выбора самому подростку, то хочется обратить внимание, что выбор происходит уже между существующими определенными взглядами, мнениями. А у подростков, в своём большинстве, нет представления о том, что происходит на рынке труда, о том, как меняется мир профессий, а порой у них просто ещё не сформирован интерес вообще к профессиональной деятельности! 

Это касается и выбора направления деятельности, учебного заведения: например, продолжать обучение в 10-х классах или уходить в СПО?Осознанность, о которой говорил каждый из спикеров, формируется в тот момент, когда ребёнок погружён в атмосферу мира профессий и деятельности! 

Говорили и о пользе профпроб, о том, что требуется организации, о подключении опытных профессионалов, наставников.Кстати, когда одна из наших клиенток – мама 15-летнего подростка - услышала пожелание от своего ребёнка попробовать себя на стройке, это вызвало у неё сопротивление и недоумение. Поэтому, безусловно, организация таких мероприятий должна учитывать не только безопасность ребёнка, но и его вовлечённость. 

⛵В студии «ПарусА» мы стремимся выстроить свою работу от просветительской деятельности с родителями и подростками до общения уже со студентами и работодателями. 

Мы активно, на «точке входа» применяем профессиональное тестирование, помогая тем самым молодым людям и родителям более эффективно оценить возможности, потенциал и сориентировать на ту обучающую среду, которая позволит молодому человеку более гармонично интегрироваться. 

В профконсультировании, на наш взгляд, должен быть «мягкий» подход, где основная цель - это повысить самооценку и уверенность в своих возможностях и действиях у ребёнка. 

Мы полностью разделяем мнение коллег о том, что важно создавать среду, давать возможность пробовать, получать опыт и только в этом случае у подростков формируется осознанность относительно выбора будущей деятельности. 

На круглом столе был поднят вопрос про «мягкие навыки». И это важно особенно сейчас, в эпоху цифровых и интернет технологий!В общем, проблем много, и их решение возможно только при объединении усилий разными сообществами и специалистами. 

Надеемся, что в следующий раз представители студии «ПарусА» будут находится за круглым столом, а не в зрительном зале - ведь нам есть что сказать! 

Занимаясь вопросом профориентации несколько лет, мы уже накопили достаточный практический опыт и экспертизу, которыми готовы делиться, и знаем, как сделать процесс профессионального самоопределения более доступным и увлекательным! 

Ваши Елена Казьмина и Ольга Панкова