ПарусА - Параметры Успеха: профориентация и развитие навыков

Назад к списку

Первый шаг к профессии: профилизация перед старшими классами

Близится окончание учебного года, и перед родителями 7-8- классников стоит непростой вопрос: выбора профиля обучения для их детей. 

Почему иногда так сложно сделать этот выбор?Предлагаем вместе порассуждать. Начнём с фактов, которые родителям, хотят они этого или нет, всё же надо принимать во внимание: 

•Даже если родители и активны в принятии решения, учиться, безусловно, придётся не им, а подростку. 

•Выбор профиля может быть сопряжен с переменой класса или даже школы. А это новый коллектив, адаптация как к сверстникам, так и новым учителям. 

•С выбором профиля в жизни ученика появляются и новые предметы. А как заранее понять, что будет интересна химия или физика, если даже ни пробирок, ни измерительных приборов раньше в руках не держал? Часто это своеобразная «рулетка»: либо пробудился познавательный интерес, либо нет. 

•Как правило, в 13-14 лет активно формируется интерес к пониманию себя и выстраиванию своих границ во взаимоотношениях с социумом: с родителями, сверстниками, педагогами и т.д. 

•Это возраст активного самоопределения и, как следствие, смены ориентиров. В этот период подростки часто бросают свои увлечения, которыми занимались долгие годы: музыку, танцы, спорт… 

•Часто в этих увлечениях и системных занятиях, родители видят будущее ребёнка, особенно если ребёнок достигал определённых результатов и получал высокую оценку со стороны педагогов и тренеров. 

•Всё бы хорошо, но дети подчас своё будущее видят совершенно иначе*. 


 *Пример из нашей практики. 

Девочка 13-ти лет, профессионально занимающаяся танцами в течение многих лет, участница и победительница конкурсов, с перспективами поступления в ведущее хореографическое училище страны. Родители разделяли и полностью поддерживали дочь в её интересах и не ориентировались на выбор профиля в школе, тем более девочка успешно училась по всем предметам. 

 Но неожиданно и для родителей, и педагогов подросток прекратила занятия и заявила, что себя больше в этом направлении не видит. Её интересы вдруг «проснулись» в сферах детективов и медицины – даже, точнее, хирургии. Девочка представляла себя крутым адвокатом, криминалистом и детективом. И в то же время, её увлекала идея спасения других людей. 

В этой истории родители постарались понять и принять мотивы и новые противоречивые интересы дочери. А мы помогли «вынуть на поверхность» и проанализировать то, что двигало девочкой, выстроить связи интересов со школьными предметами, возможные сценарии образовательных треков, определили сильные личностные качества. Всё это позволило девочке осознанно подойти к выбору направления и выбору профиля в школе. 

•Смена интересов детей может вызывать непонимание со стороны родителей. А частая смена интересов может и вовсе родителей сбивать с толку относительно выбора профиля и приводить к конфликтам. 

•С выбором профиля в школе и направления определяется и нагрузка на ребёнка (интеллектуальная, физическая). Важно соизмерять желания родителей с потенциалом и способностями ребёнка. 

Выбор профиля обучения в школе – начальная ступень процесса самоопределения. 

Задача родителей при этом – максимально гибко следовать за детьми, быть чуткими к их интересам, стараться проявлять соучастие и поддержку, в которой как никогда нуждаются дети на этом этапе взросления. 

И конечно, в случае необходимости обратиться к специалистам, которые помогут родителям и детям разрешить возникающие противоречия, выявить нужные ресурсы и сделать правильный выбор. 

Ваши Ольга Панкова и Елена Казьмина.