ПарусА - Параметры Успеха: профориентация и развитие навыков

Назад к списку

Ранняя профориентация: с какого возраста готовить ребёнка к профессии?

Раннее развитие, раннее обучение – эти понятия давно у всех на слуху, а теперь уже становятся привычными предложения родителям присмотреться и к ранней профориентации. 

Если коротко, профориентация – это ориентирование в профессиях и помощь в выборе. Углубляясь дальше в понятие профориентации, уточняем, что это целый комплекс, система мероприятий, пролонгированная во времени.Правильный выбор – это осознанный выбор, который основан на анализе разных критериев, факторов и аргументов. В идеале встроенный в образовательную систему обучения ребенка. И это важно, чтобы не запрыгивать в вуз, как в случайный вагон плацкарта по цене билета СВ, а потом в растерянности сожалеть о потраченных годах. 

 Что собой представляет ранняя профориентация? С какого возраста начинать планировать мероприятия, формируя их в комплекс, связывая в логическую цепочку событий и создавая условия для процесса личностного и профессионального самоопределения ребёнка? 


Например, такие эксперты в этой области, как Резапкина Галина Владимировна, считают, что можно начинать уже с дошкольного возраста, мягко подбирая форматы соответственно возрастным особенностям ребёнка.То есть экологично сочетать преимущественно игровой формат и беседы, выбирая темы, актуальные по ситуации. В этом процессе родителям важно осваивать и проявлять педагогическое мастерство, наблюдательность, создавая условия для развития природной любознательности ребёнка. Наблюдая за тем, какую работу он делает с удовольствием, что получается лучше и во что он играет с интересом, родители могут создавать ситуации, где с игрой будет расти и осознанность ребенка. Также важно сопоставлять врожденные задатки и способности. Это касается музыкального слуха, художественного таланта, спортивных наклонностей, организаторских способностей т.д. 

Отдельная тема – игры и занятия, связанные с творчеством и деланием чего-либо руками. Такого рода задачи, помимо развития пространственного мышления и креативности, способствуют развитию навыка и культуре труда. Ребёнок учится организовывать своё рабочее место. Эти навыки из игры перетекают в учебный формат, а затем и в рабочие процессы. Наблюдая и направляя в организационных моментах, игровых и творческих занятиях, мы, родители, так или иначе учим любви к труду и получению радости от того, чем занимаешься. 

 Нельзя не отметить, что систему образования штормит, из-за нагрузки на учителей «уходят» из школы систематические воспитательные и внешкольные мероприятия, что уже говорить о профориентации, до которой у школ и так не «доходили руки», всё чаще сводилось к организации пары тематических встреч. В профессиональных учебных заведениях, которые конкурируют за будущих студентов, организуют дни открытых дверей, теперь онлайн, после которых абитуриентов, может, и становится больше, но количество разочарованных в своём выборе, к сожалению, не становится меньше. 

 Уважаемые родители, мы не понаслышке знаем, как непросто быть родителями! Ответственным, думающим и любящим также нужна поддержка в вопросах воспитания и профориентации. Мы искренне желаем вам оставаться уверенными родителями, авторитетными для своих любимых детей, и рады будем вам в этом помочь.Ваши Елена Казьмина и Ольга Панкова.